Решение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвященного 100-летию В. А. Сухомлинского
г. Москва 12 октября 2018 г.
Семья – важнейший общественный институт, имеющий огромное значение в становлении человеческой личности. Если считать главной задачей воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, то воспитание семейных ценностей является ключевым направлением воспитания в целом.
Главенствующая роль семьи в воспитании и обучении детей закреплена в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. За последние годы в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. предпринят ряд важных шагов, направленных на вовлечение родителей в систему образования, повышение их статуса как полноправного участника образовательных отношений. Положительной оценки заслуживает совместная деятельность общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» и Министерства просвещения Российской Федерации по развитию родительского просвещения, информационно-методического и творческого сопровождения развития родительских компетенций. Знаменательным событием в развитии тематики родительства, безусловно, станут план реализации «Десятилетия детства» и Национальный проект «Образование».
В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин определил в качестве главного приоритета государственной политики «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Среди актуальных задач, поставленных в Указе Президента России № 204 от 07.05.2018 г., - «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс», «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». Все указанные задачи невозможно решить без участия родителей.
Важнейшей проблемой России по-прежнему остаётся низкая степень осознанности и ответственности родителей за воспитание, образование, здоровье и духовно-нравственное развитие детей. Сегодня родителями несовершеннолетних детей как правило являются люди, которые в силу специфики общественно-политических событий детства и юности не получили достаточного опыта семейного воспитания, поскольку их личностное становление проходило в кризисные 90-е годы XX века.
Сегодня, на втором десятилетии XXI века, государству и обществу в своей семейной политике необходимо отойти от карательной по сути борьбы с негативными последствиями семейного неблагополучия к созидательному формированию условий для семейного благополучия. Фундаментальная основа таких условий – развитие родителей в качестве компетентных и ответственных воспитателей своих детей, создание условий для развития родительских компетенций и развитие родительских сообществ.
Задачами государственной семейной политики, закреплёнными в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства России № 1618-р от 25.08.2014 г.) являются:
- содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность;
- обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями;
- реализация дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей.
Мы, участники Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвящённого 100-летию В. А. Сухомлинского, УТВЕРЖДАЕМ:
- одно из самых важных предназначений человека – быть родителем и счастливыми семьянином;
- важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу - создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации;
Опираясь на вышеизложенное, в целях развития в России семейного воспитания и родительского просвещения, СЪЕЗД РЕШИЛ:
1. Утвердить текст Меморандума отцов и матерей, как обобщённо-позитивный образ родителей России (Приложение 1).
2. Утвердить «Основные понятия семейного воспитания и родительского просвещения» как основу для дальнейшей работы, развития терминологического единства (Приложение 2).
3. Рекомендовать родителям и педагогам России использовать педагогическое наследие В. А. Сухомлинского в качестве одной из базовых основ для организации современного воспитания в семье и работы по повышению родительских компетенций.
4. Рекомендовать в качестве приоритетов работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в социальной сфере, образовательных организаций, общественных объединений родителей:
- создание условий, направленных на повышение компетентности родителей в области воспитания детей;
- повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, укрепления семейных ценностей в молодежной среде;
- поддержку инициатив родительских сообществ, направленных на конструктивное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, укрепление диалога семьи и школы; - пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений.
5. Министерству просвещения Российской Федерации:
5.1. Обеспечить создание нормативно-правовых и методических условий для формирования и развития родительских компетенций, оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей, вне зависимости от их категории и возраста.
5.2. Разработать и внедрить общенациональную систему подготовки и повышения квалификации кадров, для обеспечения мероприятий по просвещению родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей.
5.3. Обеспечить организацию проведения научных исследований в области семейного воспитания и формирования семейных ценностей, разработать и апробировать типовые региональные и муниципальные модели и программы информационно-просветительской поддержки родителей.
5.4. Обеспечить формирование и наполнение единой общероссийской Электронной методической библиотеки по вопросам взаимодействия общеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной помощи.
5.5. Разработать и апробировать программы обучения тьюторов по направлению «Организация работы консультационных центров, обеспечивающих получение родителями несовершеннолетних детей методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной помощи».
5.6. Обеспечить проведение ежегодных творческих Всероссийских конкурсов, направленных на распространение лучшего опыта вовлечения родителей в образование и воспитание.
5.7. Обеспечить проведение ежегодных Всероссийских профессиональных педагогических конкурсов, направленных на выявление лучших практик и кадровое обеспечение психолого-педагогического, методического и консультативного сопровождения родителей.
5.8. Разработать и апробировать комплекты справочных и учебно-методических материалов для педагогических работников и родителей, направленных на развитие родительского просвещения, семейного воспитания, совершенствование взаимодействия семьи и образовательной организации.
5.9. Обеспечить анализ, распространение лучших практик и технологий воспитания и социализации обучающихся, в том числе по проблемам духовно-нравственного воспитания, сохранению семейных ценностей, и создание банка данных лучших практик и технологий воспитания и социализации обучающихся.
5.9. Разработать Методические рекомендации, предусматривающие обновление содержания деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, считая главным направлением – профилактическое без недопустимого вмешательства во внутренние дела семьи, а главной целью создание на межведомственном уровне условий для детского и семейного благополучия, в том числе и через организацию родительского образования взрослых и детей.
6. Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:
6.1. Организовать всероссийский общественный мониторинг содержательного и инфраструктурного состояния родительского просвещения и оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) на местном, муниципальном и региональном уровне.
6.2. Организовать информационно-методическое сопровождение НКО по вопросам оказания информационно-консультационных услуг родителям.
6.3. Разработать предложения по включению в образовательные программы вопросов формирования знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия.
7. Рекомендовать учреждениям, входящим в систему ФСИН, включить в средства исправления мероприятия по формированию семейных ценностей.
8. Считать данный съезд правопреемником I Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания, состоявшегося в г. Санкт-Петербурге с 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. Установить регулярное проведение Всероссийского съезда по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения не реже 1 раза в 4 года.
Приложение 1
МЕМОРАНДУМ
отцов и матерей России
Мы, отцы и матери России, утверждаем, что самое важное призвание человека на земле – быть родителем.
Дети – наши, и именно от нас зависит, какими людьми они вырастут, какие семьи создадут. Поэтому мы воспитываем детей как родителей своих внуков: учим сына быть мужчиной, мужем, отцом; дочь – женщиной, женой, матерью.
Отношения родителей с детьми строятся на безусловной любви. Заботясь о будущем своего ребенка, родители терпеливо и настойчиво воспитывают в нём трудолюбие и умение отвечать за свои слова и поступки, прилежно учиться, беречь и планировать свое время, подводить итоги дня, месяца, года.
Отцы и матери учат детей ценить дружбу, уважать учительский и родительский труд, помогать одноклассникам и учителям, быть сопричастным развитию своей школы.
Родители регулярно интересуются делами и мыслями ребёнка, его отношениями с другими детьми, считают своим долгом принимать участие в жизни класса, школы, социума. Заинтересованное участие в жизни школы является для родителей знаком уважения себя, своего ребенка, своей школы.
Родители вместе с детьми решают вопросы профориентации и самоопределении, планируют их карьеру, формируют потребность в непрерывном образовании, поддерживают стремление ребенка быть достойным сыном, внуком, заботливой дочерью, внучкой, учат дорожить родительским домом, родным краем, своей страной.
Любящие родители начинают и заканчивают день добрыми словами в адрес детей и постоянно помнят, что мальчики и девочки строят свою жизнь по образу и подобию своих отцов и матерей.
Для этого отцы и матери работают над собой, учатся быть родителями, настойчиво способствуют миру в семье и в своей душе.
И каждый день реализуют право ребёнка на семью, любовь и заботу родителей.
12 октября 2018 года Москва
Принято на Всероссийском съезде по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвящённого 100-летию В. А. Сухомлинского
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Родительское просвещение – форма дополнительного образования детей и взрослых, основной целью которого являются навыки формулирования и самостоятельной корректировки родительской позиции.
Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к учителю, к образовательной организации, к образованию в целом.
Цель родительского просвещения – создание информационного социально-психологического развивающего пространства, позволяющего любому родителю свободно, добровольно, осознанно и целенаправленно формировать и корректировать свою родительскую позицию, осознанно развивать компетенции в сфере воспитания детей.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования детей, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание предусматривает тесное духовно-нравственное взаимодействие взрослых и детей.
Смысл жизнедеятельности человека определяет духовность, правила и способы действия – нравственность. Основой духовности является стремление человека к истине, добру и красоте. Основой нравственности является диалог ума и сердца, внутренний диалог человека с самим с собой. Духовность и нравственность не разделимы, они едины.
Значение развития семейного воспитания и родительского просвещения – создание условий для формирования устойчиво благополучной семьи, основанной на духовно-нравственных традициях российского народа, адаптированной к современным условиям, обеспечивающей всестороннее развитие, образование и воспитание детей. Семейное воспитание и родительское просвещение - одна из основ семейного и государственного благополучия. Развитие родительского просвещения – один из путей решения важной государственной задачи, поставленной в Указе Президента России № 204 от 7 мая 2018 года – «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов». Развитие родительских объединений и инициатив способствуют развитию и становлению в России гражданского общества.
Задача государства – создание условий для родительского просвещения и оказание содействия родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания, обеспечение прав родителей в воспитании детей.